Кузин Юрий Владимирович
р. 1964
Юрий Кузин (30 лет) — выпускник Московского архитектурного института. В содружестве с Юрием Аввакумовым, Тотаном Кузембаевым и Игорем Пищукевичем выполнил ряд концептуальных архитектурных проектов, получивших призы на международных конкурсах, опубликованных в зарубежных архитектурных журналах и показанных на 15 выставках в Москве и Европе.
Юрий Кузин относится к среднему поколению "бумажников". Он начал участвовать в движении, когда оно уже начисто утратило свое первоначальную студенческую авантюрность и превратилось в профессиональное занятие. К середине восьмидесятых стало ясно, что участие в концептуальных международных архитектурных конкурсах может стать основным занятием выпускника МАрхИ. Кузина уже не спрашивали, зачем нужны изысканные графические листы с поэтическими проектными концепциями, которые осуществить невозможно. Его уже не спрашивали, что он может построить — всем было ясно, что ничего строить он пока и не собирается. Кузин выбрал концептуальную архитектуру, свои работы он называет архитектурными сказками.
На выставке "Механическая работа" в Доме архитектора он представил четыре сюжета. Главный — про металл-парней "один из которых всех вел, другой думал обо всех, третий нес для всех топливо, четвертый мог говорить, а пятый просто так увязался за ними, и вся эта компания отправилась по Земле навстречу человеку, чтобы отдать ему все, что имели". Проект "Городские штепсельные розетки", героями которого стали эти металл-парни, — парафраз известной работы Питера Кука "Штепсельные города". Лидер Archigram в середине шестидесятых с шокирующей серьезностью проектировал фантастический движущийся город, отдельные структуры которого "подключались" к стационарным станциям. А Юрий Кузин даже в шутку не покушается на традиционные градостроительные основы. Архитектурные фантазии глобального характера к концу столетия начисто вышли из моды. Графические листы его "Городских штепсельных розеток" чрезвычайно артистичны и сделаны в лучших традициях салонного авангарда. Их станковая ценность явно выше концептуальной. Впрочем, это можно сказать и про другие выставленные проекты.
Сказка про деревянные ножницы с сапфировым колесом — самая роскошная на выставке. Схема нехитрого механизма представлена на нескольких гравюрах в разных проекциях и масштабах. Гравюры отпечатаны на газетной бумаге, специально выдержанной на солнце для получения особо изысканной желтизны, обрамлены в тройные рамы из дорогого итальянского багета и металла, обработанного под медь. Каждая из проекций может украсить интерьер как супердорогая и интеллектуальная игрушка.
Юрий Кузин повторяет один и тот же проектный сюжет в разных масштабах и проекциях, а потом воспроизводит в макете специально для того, чтобы смысл работы стал абсолютно понятен для каждого. Он мечтает о том, чтобы его работы увидело как можно больше людей, так как считает, что его проектные серии учат смотреть. Он собирается выпустить альбом своих проектов и трогательно-поэтических аннотаций к ним. И это кажется единственным проявлением наивного романтизма, который отличал ранние работы бумажников.